
С древних времён шахматы почитались в обществе. В них играли правители государств и высшие слои общества. Когда же популярность игры стала возрастать и выходить на улицы в народ, то почему-то шахматы столкнулись с яростным сопротивлением вначале мусульманской, а затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением». Почему власть имущие, играя в шахматы сами, в тоже время противодействовали распространению этой игры среди народа? Почему люди до сих пор играют в шахматы? Какие изменения происходят в человеке в ходе познания шахматного искусства?
Наверное, один из самых распространённых ответов таков: шахматы — это полезно, они способствуют развитию интеллекта. Но только ли? Любая игра — это обучающая система для овладения жизненно важными умениями и навыками.
Давайте рассмотрим, чем же одаривают человека (почти незаметно для него самого) шахматы.
1. Память.
Шахматисту для успешной игры приходится изучать, разбирать, анализировать и запоминать множество позиций, партий. Кроме того, при выборе хода в памяти приходится удерживать промежуточные позиции и их оценки. То есть в процессе игры и тренировок происходит развитие всех видов памяти (долгосрочная, кратковременная и оперативная).
Симкин «Современный шахматный тренинг»: «Схематично процесс выбора хода в шахматах можно изобразить в виде «дерева расчёта» вариантов. Предположим, в исходной позиции имеется выбор из трёх возможных перемещений фигур. В результате мысленно произведённых перемещений возникают новые позиции, в которых опять возможны разветвления. При этом происходит как бы мысленное движение по «ветвям дерева» с удержанием в памяти промежуточных позиций. Выбор хода зависит от сравнительной оценки позиций в узлах этого «дерева»».
2. Сосредоточенность (концентрации внимания).
Во избежание ошибок, «зевков» нам необходимо быть сосредоточенным в течение всей партии, которая может длиться несколько часов. Тишина и отсутствие разговоров в зале приглашают человека к пребыванию в ровном, спокойном состоянии, что, в свою очередь, благотворно сказывается на умении концентрировать внимание.
Роль внимания для духовного развития человека огромна. Вот, что об этом говорится в книге Анастасии Новых «АллатРа»: «...внимание — это сила, начало творения. Концентрация внимания способна сосредотачивать и накапливать определённые виды энергий, всплеск которых и порождает акт действия, творения чего-то (эмоций, мыслей, действий, событий) в видимом и невидимом мирах. Это, в свою очередь, формирует судьбу человека — как при жизни, так и после смерти физического тела. Будет ли результат этого творения позитивным или негативным — зависит от выбора человека, его приоритетов, ежедневной привычки образа мышления, насколько он умеет контролировать и дисциплинировать свои мысли и эмоции».
3. Пространственное представление или умение видеть всю доску.
Вначале занятий внимание часто слишком притягивается к какой-то одной части поля, где разворачиваются события. Т.е человек видит только часть доски, где происходят действия или несколько активных фигур (сужение состояние сознания). Со временем шахматист осознает, что такое виденье мешает — оно способствует просчётам, пропусканием ударов на флангах. И человек во время игры всё чаще расширяет область доски, которую он наблюдает. Тем самым вырабатывая новую для себя привычку видеть всю доску, которая становится для него естественной.
Суженное состояние сознания в жизни (видеть часть доски) мы ещё часто называем «зашоренностью» или говорим, что человек «закрутился» или «замотался» в делах. Внимание концентрируется на каких-то пустых мелочах жизни, обидах, разочарованиях, агрессии или удовлетворении чувства значимости, которые на тот момент времени кажутся очень важными.
Расширенное состояние сознания (видеть всю доску) в духовном понимании — это восприятие глубинными чувствами, с позиции наблюдателя от духовного начала, то есть целостное (расширенное) представление о мире, реальное понимание скоротечности жизни и приоритетности тех или иных вопросов для тебя истинного. При этом отключён типичный самоанализ жителя трёхмерного измерения.
4. Самостоятельное принятие решений и ответственность за свой собственный выбор.
Человек один приходит в этот мир и один уходит. Также и шахматист: он САМ на каждом ходу делает выбор из множества вариантов. Ход пропустить нельзя. То есть каждую секунду происходит выбор. Один восточный султан сказал: «Я верил в карму, пока не научился играть в шахматы». С каждым шагом делается выбор, после которого меняется всё. Так человек привыкает самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свою жизнь, осознаёт в себе способность к изменению ситуации. И прежняя установка, что «все так живут», уже не работает. Поскольку я несу ответственность за себя. Какой смысл мне проигрывать партию из-за того, что «все проигрывают»?! Сложно навязать общепринятое, «удобное» мнение и добиться молчаливой покорности, и как следствие — таким человеком тяжелее управлять и манипулировать.
5. Интуиция.
А. Белявский, А. Михальчишин «Интуиция»: «Интуиция в шахматах (и не только в них) — это сознательный или бессознательный процесс, в итоге которого человек получает результат без длительного размышления, и объяснить ход своих мыслей он не может.
Анатолий Карпов (12-й чемпион мира) не раз говорил: «Здесь я чувствовал его и знал, что он пойдёт на жертву качества». Гроссмейстер Д. Велимирович так описывал чувство опасности применительно к Тиграну Петросяну (9-й чемпион мира): «Он видит мою угрозу задолго до того, как я её подготовлю, и принимает контрмеры. Когда я соберусь свою угрозу воплотить в жизнь, она становится бессмысленной».
З. Тараш «Учебник шахматной стратегии», том 1: «При этом освоение шахмат, как я убедился, даётся ученику совсем легко «играючи», через продвижение от простого к сложному и приобретение навыка видеть происходящее на доске».
То есть человек начинает замечать/предвидеть направления развития не только шахматных ситуаций, но и того, что происходит в окружающем мире, и заблаговременно готовит контрмеры.
6. Логическое и аналитическое мышление (дисциплинированное, системное, многоплановое).
В процессе обучения человека стратегии (планированию) и тактики (комбинации, расчёта вариантов, анализ) игры формируется особый тип мышления. Путём расчёта вариантов, это мышление становится целенаправленным и дисциплинированным, вырабатывается умение правильно оценивать и корректировать ход своих мыслей. Со временем нарабатывается вера в себя и собственные силы. Шахматы учат человека не только логическому мышлению, но и ориентированию в сложившейся ситуации. Он уже умеет быстро принимать решения, делать выводы и учиться на своих ошибках.
Интересно, что меняется и восприятие человека. Схематически процесс восприятия информации можно отобразить так: увидел — проговорил — услышал — понял. При расчёте варианта шахматист не проговаривает в голове последовательность ходов, а видит в уме происходящие изменения в позиции. То есть у шахматиста этот процесс будет выглядеть так: увидел — озвучил в уме — услышал — понял. Так значительно быстрее. А если ещё вспомнить, что часто перед совершением какого-либо действия его также проговаривают в голове, то получается существенная «экономия» времени.
Благодаря шахматам человек приобретает жизненно важные навыки и умения, которые действительно неудобны системе управления (или системе животного разума, подробнее об этом читайте в книгах Анастасии Новых). Теперь становится понятным избирательное отношение политиков, пастырей и других управленцев к этой замечательной игре. И несколько настораживают общие тенденции развития шахмат: сокращение контроля времени (иногда настолько, что про какие-то размышления говорить не приходится), превращение игры в шоу (в способ заработка за счёт её упрощения и модификаций), машинальность запоминания компьютерных ходов без понимания, эгоизм и вражда, возникающая порой среди шахматистов. Сложившаяся ситуация наводит на мысль, что давно уже забыта и искоренена истинная ценность шахмат как важного инструмента развития Личности.
Светлана Бабий,
участник Международного общественного движения «АЛЛАТРА»